Профессионалитет-2022

NETКОРОНАВИРУС

Новое в законодательстве. Нормативные документы 2020

Портал федеральных учебно-методических объединений в среднем профессиональном образовании подготовил подборку нормативных документов, опубликованных в 2020 году:

https://fumo-spo.ru/?p=news&show=510

https://fumo-spo.ru/?p=news&show=479



Вебинар ФУМО СПО: Актуальные вопросы разработки и реализации программ профессионального обучения и ДПО

Вебинар 17 сентября 2020г.. Ссылка на вебинар: https://events.webinar.ru/18100157/6115687

Актуальные вопросы разработки и реализации программ профессионального обучения и ДПО

10:30– 11:00

Нормативные документы и регламенты в области реализации краткосрочных программ в профессиональных образовательных организациях  Царькова Елена Анатольевна, начальник Центра развития профессионального образования Московского филиала ФГБОУ ДПО «ИРПО»

11:00– 11:30

Расширение номенклатуры программ профессионального обучения и ДПО в образовательных организациях – получателях грантов на оснащение мастерских Станулевич Ольга Евгеньевна, зам. начальника Центра развития профессионального образования Московского филиала ФГБОУ ДПО «ИРПО»

11:30– 11:50

Особенности разработки программ профессионального обучения и ДПО: учет квалификационных требований и профессиональных стандартов Павлова Оксана Анатольевна, начальник экспертно-аналитического Управления Центра развития профессионального образования Московского филиала ФГБОУ ДПО «ИРПО»

11:50– 12:00

Ответы на вопросы образовательных организаций



Подходы к организации демонстрационного экзамена: европейский опыт и российская практика

Вышла статья в научно-информационном журнале "Профессиональное образование и рынок труда". 

В статье представлен краткий анализ европейского опыта применения демонстрационного экзамена для оценки освоения профессиональных компетенций студентами учреждений СПО. Выделены основные значимые факторы и подходы, применяемые в разных странах для качественной организации процедур. Определены возможные направления развития и совершенствования демонстрационного экзамена в российском профессиональном образовании.

Автор статьи Павлова Оксана Анатольевна начальник Экспертно--аналитического управления Москоского филиала ФГБОУ ДПО "Межрегиональный институт повышения квалификации  специалистов профессионального образования", имеющая опыт методического сопровождения внедрения демонстрационного экзамена в системе среднего профессионального образования в качестве механизма государственной итоговой аттестации с 2017 года.

Скачать статью с сайта журнала



Основные направления развития СПО в Российской Федерации

23-24 июля 2020 года в "Точке кипения" АСИ в рамках работы стратегической сессии "Основные направления развития СПО в Российской Федерации на период до 2030 года" состоялось 3 заседания группы

, предусматривающей обсуждение ключевых вопросов государственного регулирования среднего профессионального образования (далее СПО).  Наименование группы -  "Стандарты, нормы и содержание подготовки". 

Работа предусматривала 3 основных такта: 

– анализ текущей ситуации в системе СПО;

– формированию основных направлений развития в среднем профессиональном образовании;

– определению программы действий в части модернизации СПО.

В работе группы приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители руководства Московского филиала ФГБОУ ДПО "МИПК СПО", а также руководители руководство Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”, представители образовательных организаций высшего образования, реализующих программы СПО, ведущие эксперты-аналитики в области развития СПО. В том числе:

Д.Е. Глушко, первый заместитель министра просвещения Российской Федерации;

М.И. Софронова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения;

А.А. Климов, ректор Российского университета транспорта (МИИТ), С 2012 по 2016 годы – заместитель министра образования и науки Российской Федерации;

Ф.Ф. Дудырев, директор Центра развития навыков профессионального образования НИУ "Высшая школа экономики";

Е.Н. Серебрякова, министр образования Новгородской области;

В.Н. Щербаков, заместитель начальника Департамента профессионального образования Томской области;

М.Г. Дмитриев, директор Московского филиала ФГБОУ ДПО "МИПК СПО";

И.Н. Грибанов, заместитель директора Московского филиала ФГБОУ ДПО "МИПК СПО";

С.И. Наумова, начальник Центра аналитики и методического сопровождения СПО Московского филиала ФГБОУ ДПО "МИПК СПО";

Д.А. Уфимцев, директор Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”;

Е.Н. Модонов, зам. директор Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”;

Н.В. Нерсесян, директор подмосковного колледжа "Энергия".

Оценка текущего состояния определила перечень основных достижений в области среднего профессионального образования по состоянию на текущий год (Приложение 1), которые сосредоточены в следующих направлениях:

– в области управления;

– в области содержания подготовки;

– в области применяемых механизмов взаимодействия в системе СПО.

Основными инструментами управления в период последних лет стали Федеральная программа развития образования (Государственная программа развития образования), а также Федеральные проекты "Рабочие кадры для передовых технологий", ФП "Молодые профессионалы", устанавливающие основные ориентиры развития СПО.

В период с 2015-2020 год в субъектах Российской Федерации проведена оптимизация региональных сетей СПО, что определило эффективные инструменты совершенствования модели управления в системе подготовки кадров среднего звена. Однако отмечена также частичная мимикрия региональных систем в части сохранения мало эффективных колледжей путем перевода их в филиалы ПОО.

В области обновления структуры подготовки кадров в СПО видимым достижением является модернизация перечней среднего профессионального образования, разработка и актуализация ФГОС СПО, разработка примерных основных образовательных программ, получивших единое применение на всей территории Российской Федерации через федеральный реестр примерных основных образовательных программ.

В части научно-методического сопровождения в среднем профессиональном образовании создана система из 42 Федеральных учебно-методических объединений, позволяющая на федеральном уровне осуществлять разработку требований к подготовке кадров, в том числе ФГОС и ПООП, обеспечивать подготовку педагогических кадров по узкопрофильным методическим вопросам.

В последние годы Федеральным органом исполнительной власти введена в действие система мониторинга в среднем профессиональном образовании, установлена возможность оперативного сбора информации через личные кабинеты образовательных организаций, возможность создания новых актуальных запросов и быстрого продвижения их в субъекты.

Также отмечена роль государственно-общественных институтов управления в СПО, в том числе органов государственно-общественного управления на уровне профессиональных образовательных организаций, а также при органах исполнительной власти, развитие институциональных решений в области общественной аккредитации образовательных организаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Отмечены также новые инструменты развития кадрового потенциала в колледжах и техникумах страны, в том числе возникновение новой формы договоров ("Эффективный контракт"), позволяющего стимулировать педагогических работников к более активной деятельности. Однако отмечено, что данная инициатива пока не нашла широкого применения в большей части субъектов Российской Федерации.

В части развития компетенций педагогических кадров сегодня федеральными государственными образовательными стандартами установлена обязательность и периодичность повышения квалификации мастеров и педагогов ПОО. Однако качество и номенклатура данных программ, а также программ стажировок педагогических кадров  требует экспертной оценки на соответствие требованиям.

Также драйверном изменений стало активное участие Союза “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)” в развитии чемпионатного движения, что послужило катализатором активного развития колледжей Российской Федерации. Данное движение имеет иерархическую структуру и предусматривает повышение уровня участия в чемпионатах на основе персональных достижений обучающихся ( Региональный уровень, национальный уровень, международный уровень). Активное развитие получили всероссийские олимпиады профессионального мастерства по специальностям среднего профессионального образования в соответствии с укрупненными группами.  

Особую поддержку в эти годы получило сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, включая обеспечение условий доступности в профессиональных образовательных организациях, методическое сопровождение и развитие чемпионатного движения Абилимпикс для лиц с ОВЗ и инвалидов.

Модель развития сетей специально создаваемых организаций, предусматривающий приоритеты развития СПО, выявила как достижения, так и проблемные зоны целевого финансирования соответствующих проектов. Так, в последние годы были профинансированы через государственную поддержку проекты в части создания межрегиональных центров компетенций (МЦК), Центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). После передачи на федеральный уровень базовые цели по созданию  данных организаций претерпевали изменения.

Особым достижением за последние годы стало развитие нового вида аттестационных процедур в виде демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой (и промежуточной) аттестации. Данный инструмент оценки отмечен членами группы как эффективный, перспективный и заслуживающий дальнейшего совершенствования.

По итогам работы группы подготовлена презентация и доклад, коорые представлены Ф.Ф. Дудыревым, директором Центра развития навыков профессионального образования НИУ "Высшая школа экономики".

Второй период был посвящен определению направлений развития в среднем профессиональном образовании. На данном такте работы отмечены определенные разрывы, требующие внимания со стороны государства. Так отмечены противоречия:

- между взглядом на колледжи со стороны рынка труда и мнением государства;

- между госрегулированием и реальными возможностями колледжа как участника рынка;

- между социальной функцией колледжа в малых городах и трендами развития на уровне мировых стандартов.

Докладчиком по данному направлению выступил А.А. Климов, ректор Российского университета транспорта (МИИТ).

В третьей части работы группы выявлены основные векторы развития системы среднего профессионального образования, в том числе:

1) формирование российской идентичности в вопросах воспитания личности;

2) социализация гражданина через его постоянную адаптацию к требованиям меняющейся экономики;

3) локализация лучших практик на уровне международных стандартов WS;

4) повышение качества общего образования.

Также выделены решения в области молодежной политики, дифференцированная поддержка "сильных" и "социально функционирующих" колледжей (в малых горoдах, поселениях и др.), новые принципы формирования бюджетных мест. Особое обсуждение коснулась принципов распределения КЦП. Так один из вариантов может предусматривать установление закономерности выделения контрольных цифр приёма по доле отчисления в бюджет налогов по видам экономической деятельности, в которых трудоустроены выпускники.

Уделено внимание  созданию единого банка электронных УМК для повышения качества общего образования, "стандартизации" требований к циклам ОГСЭ, ЕН, ОП.

Особое внимание уделено реформе педагогического образования для "выращивания" провайдеров лучших практик (сочетание классического пед. образования с передовыми технологиями подготовки по международным стандартам), а также входная оценка уровня квалификации педагога.

Докладчиками по итогам третьей части работы ПАС от группы выступили два участника:

С.И. Наумова, начальник Центра аналитики и методического сопровождения СПО Московского филиала ФГБОУ ДПО "МИПК СПО";

Е.Н. Модонов, зам. директор Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”.



Совещание о ситуации на рынке труда

29 июня 2020 года Михаил Мишустин провёл совещание о ситуации на рынке труда. По итогам принят ряд решений, 8 пункт которых касается обучения лиц, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции и адресован Минпросвещения России совместно с Союзу «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия): http://government.ru/orders/selection/401/39962/



Актуальные точки развития личности обучающихся в условиях цифровизации образования

Вебинар от 21 мая 2020г.: Актуальные точки развития личности обучающихся в условиях цифровизации образования.

Регистрация по ссылке: https://events.webinar.ru/event/4832334
(для участия необходимо зайти через Google Chrome)

Актуальные точки развития личности обучающихся в условиях цифровизации образования

Регламент

Выступающие

09:00

Приветственное слово организаторов

Наумова Светлана Ивановна, начальник центра аналитики и методического сопровождения СПО, Московский филиал ФГБОУ ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования»,

09:00–09:30

Культура поведения в прогрессирующей цифровой среде - Сизов Григорий Григорьевич, начальник информационно-аналитического отдела в ГБУЗ «КДП № 121 ДЗМ», член Молодежного совета Департамента здравоохранения Москвы,  волонтер общественного здоровья

09:30–10:00

Личный цифровой бренд/след (Digital-след) как инструмент личностного и профессионального развития молодежи (студентов колледжей) - Гиверская Ольга Анатольевна, медиакоуч, автор и шеф-редактор тв-программ, пресс-секретарь Международного Эриксоновского Университета Коучинга

10:00–10:30

Влияние гаджетов на поведение современной молодежи - Мартусова Екатерина Витальевна, клинический психолог, детский психолог, тренер, преподаватель кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии дополнительного образования РУДН, наставник молодёжного совета при Департаменте здравоохранения Москвы



Обзор изменений в законодательстве об образовании



Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в рамках государственной поддержки ПОО по оснащению МТБ

На сайте Центра развития профессионального образования  (Московский филиал ФГБОУ ДПО Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования) Министерство просвещения Российской Федерации представило ответы, на наиболее часто задаваемые вопросы, поступающие от образовательных организаций-получателей грантов в рамках реализации мероприятия "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям" федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования), подготовленные совместно с Московским филиалом ФГБОУ ДПО Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования.

Скачать сборник вопросов и ответов: https://cloud.mail.ru/public/3oyZ/53nCUhzQw



Об обязательствах, принятых образовательными организациями в рамках участия в федеральном проекте "Молодые профессионалы"

27 апреля 2020 года состоялся вебинар на тему: "Об организации эффективного функционирования мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций в 2019 году", "Об обязательствах, принятых образовательными организациями до 2024 года в рамках участия в федеральном проекте "Молодые профессионалы". Ссылка на вебинар: https://events.webinar.ru/18100157/4079634/record-new/4157360

Материалы вебинара:

О ходе последующего мониторинга образовательных организаций, создавших мастерские в 2019 году (отчетность, мониторинговые выезды) - Головина Ольга Владимировна, зам. начальника Центра Мониторинга и анализа Московского филиала ФГБОУ ДПО «МИПК СПО»

О режиме сопровождения работы по оснащению мастерских экспертами Оператора мониторинга - Иванова Анастасия Александровна, начальник Центра мониторинга и анализа Московского филиала ФГБОУ ДПО «МИПК СПО».



Концепция создания и развития многофункциональных колледжей

В настоящее время много внимания уделяется вопросу создания и развития многофункциональных колледжей. 27 апреля 2020  года состоялся вебинар на тему: "Основные функции, цели и задачи создания многофункциональных колледжей". ссылка на вебинар: https://events.webinar.ru/18100157/4505766/record-new/4595140

Материалы вебинара:

Функции, цели и задачи создания многофункционального колледжа - Рожков Артемий Игоревич,  к.юр.наук, эксперт 

Участие работодателей в управлении многофункциональным колледжем - Матвеев Виталий Юрьевич, генеральный директор ООО «УРСО» 

Типология образовательных программ на базе многофункциональных колледжей - Станулевич Ольга Евгеньевна, начальник Центра развития профессионального образования Московского филиала ФГБОУ ДПО «МИПК СПО» 





Критерии эффективности деятельности многофункциональных колледжей для обеспечения устойчивых результатов

29 апреля 2020 года состоялся вебинар "Критерии эффективности деятельности многофункциональных колледжей для обеспечения устойчивых результатов", который был посвящен обсуждению вопросов: 

- Показатели деятельности многофункционального колледжа: обеспечение эффективной реализации целевой модели, - Козлов Даниил Владимирович, эксперт ООО "Управленческие решения в образовании"

- Многофункциональный колледж в системе среднего профессионального образования сегодня - Головина Ольга Владимировна, зам начальника Центра мониторинга и анализа московского филиала ФГБОУ ДПО «МИПК СПО», к.т.н.

- Современная профессиональная образовательная организация как многофункциональный центр решения территориальных задач - Царькова Елена Анатольевна, начальник Центра развития профессионального образования.

Посмотреть запись вебинара - https://events.webinar.ru/18100157/4506034/record-new/4595414



Многофункциональные колледжи как инструмент повышения эффективности системы среднего профессионального образования

Посмотреть  видеозапись вебинара от 06 мая 2020 года по теме "Многофункциональные колледжи как инструментповышения эффективности системы среднего  профессионального  образования" можно по ссылке: https://events.webinar.ru/18100157/4688748/record-new/4785258

В ходе вебинара обсуждались вопросы:

- О повышении эффективности системы среднего профессионального образования на современном этапе - Овчинников Алексей Юрьевич, зам. директора по научной работе Московского филиала ФГБОУ ДПО «МИПК СПО»

- Комментарии к вопросам образовательных организаций по созданию и развитию многофункциональных колледжей в субъектах Российской Федерации - Рожков Артемий Игоревич, к.юр.наук, эксперт Матвеев Виталий Юрьевич, генеральный директор ООО «УРСО» Козлов Даниил Владимирович, эксперт, ООО «УРСО»

- Разъяснения о критериях отбора многофункциональных колледжей Царькова Елена Анатольевна, начальник центра развития профессионального образования Московского филиала ФГБОУ ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», к.п.н.





Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

24 апреля 2020 года состоялся вебинар на тему: «Реализация образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

Организаторы: Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральный методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО (созданный на базе ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»).

Участники: представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, базовые профессиональные образовательные организации, ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО, профессиональные образовательные организации, реабилитационные центры и иные заинтересованные учреждения и организации.

ссылка на вебинар: https://www.spo-rudn.ru/meropriyatiya/vebinary/29-meropriyatiya/vebinary/388-vebinar-24-aprelya-20



Материалы расширенного заседания Президиума Союза директоров ССУЗ России совместно с ФИРО РАНХиГС по теме "Деятельность организаций СПО в условиях предотвращения распространения пандемии"

Актуальные вопросы перехода на дистанционное обучение обсуждались на вебинаре «Деятельность организаций СПО в условиях предотвращения распространения пандемии».  На заседании были представлены материалы: 

"Мобильный колледж России" - Осадчева Светлана Анатольевна, заместитель директора Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

"Онлайн-обучение в СПО на фоне карантина: обзор проблем и решений" - Сергеев Игорь Станиславович, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

"Опыт реализации образовательного процесса в условиях дистанта" - Бозрова Ирина Григорьевна, заместитель директора колледжа №54,  г. Москва





Рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации по организации учебного процесса

10 апреля 2020 года департамент государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров направил в регионы для использования  в работе методические рекомендации по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц  с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Методические рекомендации разработаны в дополнение к Методическим рекомендациям по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения России от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»).





О работе «Горячей линии» при Министерстве просвещения Российской Федерации

Министерство просвещения организовало горячие линии по вопросам работы в формате дистанционного обучения для директоров школ и региональных органов управления образованием, методической поддержки учителей и родителей, по вопросам среднего профессионального образования, для людей с ограниченными возможностями здоровья: 

https://edu.gov.ru/distance

https://www.crpo-mpu.com/445417318 



Открыт доступ к электронным ресурсам. Полезно методистам, преподавателям, студентам

На сайте Центра развития профессионального образования МИПК СПО можно ознакомиться с перечнем электронных ресурсов для СПО: статья «О применении дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования» -  https://www.crpo-mpu.com/445417318

На портале федеральных учебно-методических объединений в среднем профессиональном образовании открывает доступ к коллекциям электронно-библиотечной системы



Рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации по организации учебного процесса

Минпросвещения России направило рекомендации по организации образовательного процесса на выпускных курсах в образовательных обранизациях, реализующих программы среднего профессионального образования в условиях усиления снитарно-эпидемиологических мероприятий (ГД-121-05).

Также Минпросвещения России направил рекомендации по организации образовательного процесса во втором полугодии 2019/2020 учебного года в условиях усиления снитарно-эпидемиологических мероприятий (ГД-176-05).





Специалистам среднего профессионального образования

На сайте Федерального института развития образования опубликованы материалы, которые могут быть полезны специалистам профессиональных образовательных организаций:



Об организации образовательного процесса в условиях ограничения доступа посещения образовательных организаций

На портале Федеральных учебно-методических объединений в среднем профессиональном образовании можно ознакомиться с документами:

  1. Рекомендации «Реализация производственной практики в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования в условиях перехода на ограниченный доступ посещения образовательных организаций»
  2. Рекомендации МИПК СПО «Переход образовательных организаций на применение дистанционных образовательных технологий в условиях действия временного порядка сопровождения реализации образовательных программ среднего профессионального образования»




Опыт коллег: об организации учебного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий



Материалы вебинара "Цифровизация среднего профессионального образования: ожидания и реальность"

Цель проведения: содействие эффективной организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования,   посредством внедрения дистанционных и электронных форм обучения. 

Материалы вебинара:

Новые вызовы системе среднего профессионального образования

Кузнецова Алла Геннадьевна, директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения Российской Федерации

 Цифровая трансформация среднего профессионального образования: рывок в будущее

Кондаков Александр Михайлович, генеральный директор «Мобильное электронное образование», Москва 

Реализация дистанционного обучения в СПО на платформе Академия-Медия

Щербаков Сергей Геннадьевич, генеральный директор Издательского центра «Академия», Москва 

Открытый онлайн-урок в системе СПО. Как организовать дистанционное обучение студентов?

Чернышев Иван Викторовч, IT-директор Издательства ЮРАЙТ, Москва

Опыт Казанского педагогического колледжа по использованию дистанционных технологий и электронного обучения

Залялова Анфиса Григорьевна, директор ГАПОУ «Казанский педагогический колледж»

Разработка индивидуальных учебных планов с учетом интеграции в образовательный процесс онлайн-обучения

 Дьячкова Светлана Петровна, руководитель Экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС  ГАПОУ Свердловской области «Нижнетагильский торгово-экономический колледж»

Организация учебно-производственной и воспитательной работы колледжа в условиях электронного и дистанционного обучения

Бозрова Ирина Григорьевна, заместитель директора по ОУП ГБПОУ "Колледж связи №54" им. П.М. Вострухина, Москва

Подготовка педагога к реализации электронного обучения: от идеи к воплощению

Сидоренко Оксана Сергеевна, зав. региональным ресурсным центром «ИКТ в образовании» Забайкальского края, ГБПОУ «Читинский педагогический колледж»  





18 марта 2020 года в ФИРО РАНХиГС обсудили потенциал цифровых технологий, доступных в условиях перехода на онлайн-образование, в том числе в ходе принятия мер по предотвращению распространения короновируса

Вторая Всероссийская научно-практическая конференция "Цифровая дидактика профессионального образования и обучения"

Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения» в интернет-пространстве объединила ведущих российских ученых – специалистов в сфере профессионального и электронного образования; представителей экспериментальных площадок, руководителей, педагогов, методистов профессионального образования и, конечно, разработчиков цифровых образовательных продуктов и средств.

Организаторами мероприятия стали Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС и Ассоциация образовательных организаций, научных работников и педагогов профессионального образования «Академия профессионального образования».

В рамках конференции обсудили комплекс актуальных вопросов, связанных с цифровизацией российской системы профессионального образования. В частности, цифровую трансформацию профессионального образования необходимо осмыслить в контексте Федеральных и Национальных программ и проектов, требований цифровой экономики. Перед экспертным сообществом стоят проблемы разработки, использования и оценки качества онлайн-курсов в системе профессионального образования.

На повестке дня также вопрос обеспечения мотивационно-психологической и содержательно-деятельностной готовности преподавателей и студентов системы СПО к работе в условиях цифровой трансформации образовательного процесса.

Участники рассказали о дефицитах, возможностях и тенденциях развития рынка цифровых образовательных продуктов. Был представлен опыт использования цифровых средств в контексте совершенствования учебно-производственного процесса профессиональных образовательных организаций.

Особое внимание было уделено нормативно-правовым и нормативно-финансовым проблемам внедрения онлайн-обучения в образовательный процесс СПО.



Материалы вебинара "Цифровая дидактика профессионального образования: трудные вопросы внедрения"

Цель проведения вебинара – презентация и обсуждения кейсов профессиональных образовательных организаций, отражающих успешный опыт решения трудных вопросов цифровизации образования.

Материалы выступающих:

Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения и проблемы ее внедрения

Сергеев Игорь Станиславович, д.п.н., ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций, ФИРО РАНХиГС

Сетевая образовательная коммуникация как механизм подготовки педагога к цифровизации образовательного процесса

Сидоренко Оксана Сергеевна, зав. региональным ресурсным центром «ИКТ в образовании», ГАПОУ Читинский педагогический колледж

Проведение педагогических мастерских с целью устранения дефицита цифровой грамотности преподавателей

Васильева Наталия Сергеевна, преподаватель, ГБПОУ ИО «Братский политехнический колледж»

Корпоративная система непрерывного повышения квалификации сотрудников колледжа в цифровой образовательной среде

Солоневичева Мария Николаевна, методист, зав. информационным центром, ГБПОУ Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга

Практический опыт проектирования дидактических инструментов в среде Moodle

Прокубовская Алла Олеговна, к.п.н., доцент, руководитель образовательных проектов ИИПО, зав. кафедрой Энергетики и транспорта Института инженерно-педагогического образования, ФГАОУ ВО Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

Разработка собственных онлайн-курсов для студентов технических специальностей

Акопян Светлана Владимировна, зав. учебной частью

Полубабкин Виталий Петрович, зав. кафедрой информационных технологий ГБПОУ Московский государственный образовательный комплекс

Создание циклов открытых видеолекций как форма работы по цифровизации образовательного процесса Института среднего профессионального образования имени К. Д. Ушинского ГАОУ ВО МГПУ

Обоева Светлана Владимировна, к.п.н., методист, Институт СПО им. К. Д. Ушинского Московского городского педагогического университета

Разработка и внедрение цифрового УМК, как основы цифровой образовательной среды техникума (из опыта работы техникума)

Кудрявцева Марина Анатольевна, старший методист, ГБПОУ ИО «Иркутский авиационный техникум»

Особенности организации онлайн-курсов при реализации основных и дополнительных образовательных программ

Долбилина Наталья Серафимовна, заместитель директора по учебно-методической работе, ГБПОУ ИО Иркутский гидрометеорологический техникум

Нормативно-правовое сопровождение реализации образовательного процесса с использованием электронных учебных курсов в системе СПО

Зимина Ирина Владимировна, декан факультета среднего профессионального образования, ФГБОУ ВО Казанский национальный исследовательский технологический университет





Справочные материалы для образовательных организаций СПО

По поручению Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения Российской Федерации Московский филиал ФГБОУ ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования» разработал методические материалы для организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Данные материалы предназначены для обеспечения устойчивого качества реализации образовательных программ среднего профессионального образования (СПО), а также для организации взаимодействия всех участников образовательного процесса по достижению результатов, указанных в ФГОС СПО и основной образовательной программе СПО, сохранению активности контингента обучающихся, организации деятельности административного персонала и педагогических работников образовательных организаций. 

ВНИМАНИЕ материалы актуализированы на 01.04.2020г. - https://fumo-spo.ru/?p=news&show=424



Нормативные документы и разъяснения органов исполнительной власти

На портале федеральных учебно-методических объединений в среднем профессиональном образовании можно ознакомиться с другими важными нормативными документами и разъяснениями  органов исполнительной власти: 

  • Приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 №103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
  • Приказ Минпросвещения России №104 от 17.03.2020 «Об  организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
  • Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Письмо Минпросвещения России № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»
  • Письмо Минтруда России №14-4/10/П-2696 от 26.03.2020 «Рекомендации работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»»
  • Письмо Минздрава России  №16-0/10/2-38 от 29.03.2020 по вопросу привлечения к оказанию медицинской помощи  в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 , посредством  организации практической подготовки лиц, получающих среднее медицинское либо высшее медицинское, фармацевтическое образование (Письмо Минздрава от 29.03.2020)


Всероссийская конференция по вопросам интенсификации освоения образовательных программ и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования

16 сентября 2020 года в Федеральном институте развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФИРО РАНХиГС) состоится Всероссийская конференция «Интенсификация освоения образовательных программ и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования». Организатор конференции – Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.  Программа конференции...